Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
А пожаловала в щи -
До чего же хороши!
(Крапива.)
Правильно это крапива (показ иллюстрации книги «Очень вредная крапива»)
Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая и т. д.) Молодцы
2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением.
Послушайте рассказ «Очень вредная крапива» Э. Ю. Шима
Писатель Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
3. Основная часть. Чтение рассказа Э. Шима. «Очень вредная крапива»
Чтение рассказа:
Очень вредная крапива
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
- Вот тебе. Вот тебе.
- За что? – спрашивает бабушка.
- А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
- И крапиве?
- И крапиве.
- Я не буду кланяться да спасибо говорить!
- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
- Почему я обрадуюсь?
- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
- А каких?
- Пальчики оближешь!
По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово «обстрекала» означает обожгла.
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
Чтение рассказас установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.»
3. Беседа по содержанию рассказа.
• Как называется рассказ?
• Что собирать полез мальчик?
• Что ему обтрескало руки?
• Что стал делать мальчик с крапивой?
• Кто пришел к мальчику?
• Что бабушка сказала?
• Для кого нужна крапива?
• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.
4. Составление мнемотаблицы
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
Пересказ рассказа ребенком
7.Работа над пословицей:
Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».
8. Итог занятия.
- Что вы делали на занятии?
- А кто написал этот рассказ?
- Чей пересказ вам понравился больше всего?
(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).